МАК-ДАУГАЛЛ

МАК-ДАУГАЛЛ
(McDougall) Вильям (1871 — 1938) — англо-американский психолог, один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908 г.), автор концепции гормической психологии. Образование получил в Университете королевы Виктории (бакалавр, магистр, 1890), затем учился в Кембриджском ун-те (бакалавр гуманитарных наук, 1894; бакалавр медицинских наук, бакалавр химии, магистр гуманитарных наук, 1897). Одновременно, с 1894 по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал в качестве врача группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил вместе с у Дж.А. Миллером научную стажировку у Г.Э. Мюллера в ун-те Геттин-гена в Германии по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 по 1904 г. М.-Д. -ассистент в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, где вместе с Ф. Гальтоном работал над созданием психологических тестов. Их исследования повлияли на развитие факторного анализа, который разрабатывал совместно с Сирилом Бартоном Ч.С. Пирс. Как и М.-Д., Ч.С. Пирс работал в это время в Лондонском университетском колледже. С 1904 по 1920, М.-Д. преподавал ментальную философию в Оксфордском ун-те. В 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology (1905) и Body and Mind: A History and Defense of Animism (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. М.-Д. переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберстига в Гарвардском ун-те. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, М.-Д. перебрался в 1927 г. в ун-т Дью-ка (Дарем, Северная Каролина), где стал деканом фак-та психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (An Introduction to Social Psychology. L, 1908, в рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии , М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основы. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах (1913). Навык, по мнению М.-Д., сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен М.-Д. на термин склонность — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Т. о., это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально М.-Д. выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательно-сть(удивление) (еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов), агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, т. к. внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина об эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью. Критиковал теорию Джемса— Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент 10 История психологии 289 эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое эготичес-кое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. М.-Д. — один из зачинателей социально-психологических исследований — пытался дать научную интерпретацию процессам в социальных группах. Трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение — как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, М.-Д. имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г., при участии Дж. Райна, организовал в ун-те Дьюка первую парапсихо-логическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной, как и физическая (The Frotiers of Psychology, L, 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У. Ол-порт, Г.А. Мюррей, Р.Б. Кеттел, Ф. Лер-ши и др.). М.-Д. автор большого количества трудов, в том числе: Pagan Tribes of Borneo, v. 1-2, L., 1912; An Outline of Psychology, 1923; An Outline of Abnormal Psychology, 1926; Character and the Conduct of Life, L., 1927; Emotion and feeling distinguished / (ed.) Reymert M.L.; Feelings and Emotions, Worcester, 1928 (в рус. пер.: Различение эмоции и чувства// Психология эмоций. Тексты, М., МГУ, 1984); World Chaos, L., 1931; The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychologyсти, L., 1932; Psycho-analysis and Social Psychology, L., 1936; Psychology: Study of Behavior, 1912, 2 ed., L., 1952. И.М. Кондаков


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Нужны ответы на билеты?

Полезное


Смотреть что такое "МАК-ДАУГАЛЛ" в других словарях:

  • МАК-ДАУГАЛЛ Вильям — (1871 1938) англо американский психолог, один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908), авт. концепции гормической психологии. Образование получил в Ун те королевы Виктории (бакалавр, магистр, 1890), затем учился в… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ЛИЧНОСТЬ — 1) социальная сторона, социальное качество в человеке; 2) конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»